06.03.2022
На нежилые помещения приходится от 10 до 15% продаж в московских новостройках.
Коммерческие помещения в жилых комплексах девелоперы реализуют так же активно, как и квартиры, апартаменты. Удельный вес таких лотов в общей структуре продаж остается небольшим, однако, как отмечают эксперты, доход от их реализации может быть достаточно высоким – все зависит от пропорции продаж, которая, в свою очередь, зависит от стадии реализации проекта. Так, внушительные пулы нежилых объектов (коммерческие помещения, места в подземных паркингах, келлеры) появляются в продаже, как правило, на финальном этапе проекта – к моменту, когда квартиры и апартаменты уже практически полностью раскуплены. В этом случае нежилые помещения в строящихся ЖК могут доходить до 70% всего дохода девелопера.
Как отмечают аналитики, спрос в сегменте нежилых помещений в жилых комплексах Москвы существенно ниже, чем в сегменте апартаментов и квартир. Такие лоты рассматриваются как необязательные приобретения, а коммерческие объекты рассчитаны исключительно на предпринимателей. В крупных жилых проектах Москвы стандартный показатель выручки в этом сегменте может составлять от 5 до 15%, в ряде случаев – до 25%, и это максимальный показатель.
В 2021 году в Москве у ряда девелоперов получилось реализовать в строящихся жилых комплексах коммерческие помещения общей стоимостью более чем 1 млрд рублей. В основном это проекты класса «бизнес». Спрос был сосредоточен на торговых объектах, на помещениях под медицинские клиники, фитнес-клубы, детские досуговые учреждения, коворкинги и офисы. У некоторых девелоперов доход от реализации таких объектов в прошлом году превысил 4 млрд руб. За счет продажи машиномест в подземных паркингах ЖК девелоперы зарабатывают суммы, исчисляемые, как отмечают аналитики, сотнями млн рублей, меньше выручки приносит продажа келлеров – помещений для хранения.